С самых ранних музыкальных форм до грохочущих ритмов ночных
клубов музыка и танец в Корее всегда сопутствовали друг другу. Как и корейская
музыка, корейский танец имеет множество стилей и видов.

Большинство движений конфуцианского обряда лаконичны и величественны.
64 танцора (стоящие в восемь рядов по восемь человек) медленно склоняются в
поклоне в такт музыке во время
конфуцианского ритуала.

Церемония, исполняемая в честь 20 правителей династии Чосон,
отличается большим разнообразием движений: помимо почтительных
поклонов, танцоры (также восемь рядов по восемь человек), облаченные в пышные
одежды пурпурного цвета, сгибают руки полукругом и поочередно отрывают ноги от
пола. Придворный танец смог развиваться более свободно в эпоху распространения
буддизма, который относится к танцу более либерально, чем конфуцианство. В
период Коре женщины, одетые в великолепные костюмы, исполняли замысловатые
придворные танцы на фоне декораций. До наших дней дошли такие танцы, как
«Чакпоп», исполнители которого молят Будду о дозволении душам погрузиться в нирвану, Танец бабочек, который
исполняют буддийские монахини, Танец с цимбалами, исполняемый монахами, и
мужской сольный Танец с барабаном.

Легенда, лежащая в основе последнего танца, рассказывает об
очаровательной молодой женщине, которая переодевшись в одежду буддийского
монаха, пытается соблазнить монаха неотразимо привлекательной игрой на
барабане. Власть ее игры так велика, что в конце концов монах оказывается не в
силах противостоять ее чарам.
Большинство костюмов, в которых исполняются придворные
танцы, закрывают все тело, ноги скрыты под пышными халатами и юбками. Так что
же видели люди, наблюдающие за этим зрелищем? Конечно, танцоры не
демонстрировали свободные атлетические движения рук и ног или высокие прыжки. Красота
этих танцев заключается в тонкой выразительности поз и жестов, мягкости и
плавности движений и неослабевающем духовном напряжении.

Хотя смесь буддийских и конфуцианских влияний прослеживается
в большинстве национальных корейских танцев, наибольшей популярностью все же
пользуются танцы простого народа. Это шаманские и крестьянские танцы, в которых
исполнители воспроизводят определенный набор движений и импровизируют,
используя их за основу. Шаман, или мудан по-корейски, - связующее звено между
людьми и духами, исполнял ритуальные танцы,
умиротворяя духов умерших или прося послать удачу живым. Как
завораживающие плавные движения шаманского ритуала, так изящные жесты и позы
шаманского танца сальпхури очень ритмичны и так эмоционально насыщенны, что невозможно
не поддаться их притягательной силе. Многие танцы, в основе которых лежат
шаманские ритуалы, требуют необыкновенного искусства выражения и точного
следования ритму. Многие крестьянские танцы также испытали воздействие
шаманских обрядов. В соответствии с лунным календарем их обычно исполняют два
раза в год. Под пение и ритмы квенгвари танцоры то взмывают в воздух, то
склоняются к земле. Однако сейчас наибольшей популярностью пользуется народный
Танец в масках тхалъчхум - сочетание танца с театральным представлением.
Тхалъчхум высмеивает знать в череде комических сцен, в которых принимают
участие шаманы, развратные монахи, глупые аристократы, ссорящиеся супруги и
многие другие. Лица танцующих скрыты стилизованными масками. Рассказывая
истории своих персонажей, они приседают в глубоких плие, взмывают над сценой в
прыжках и используют разнообразные движения головой.

Хотя в свое время эти танцы-представления разыгрывались в
маленьких деревушках, сейчас их можно увидеть лишь в современных концертных
залах. Следуя духу времени, корейские хореографы и танцовщики совершенствуют
приемы и формы, продолжая развивать традиции. Корейцы впервые отправились за
границу учиться танцу уже в нашем веке; возвращаясь домой, они привозили с
собой новую танцевальную технику. Первая балетная труппа была создана после
освобождения от японского колониального режима в конце 40-х гг. Балетная
техника в целом остается основой для современного
корейского танца. В стране есть много школ и коллективов
современного танца, в том числе и школа, применяющая технику Марты Грэхем.
Интересно, что новейшие и наиболее яркие направления современного корейского
танца соединяют новые стилистические средства с традиционными танцевальными
движениями; в результате корейский танец отличается новаторством, оставаясь при
этом самобытным.
|